Проповедь в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Сегодня, дорогие братья и сестры, церковь молитвенно воспоминает новомучеников и исповедников Российских, всех тех, кто во время страшной годины безбожной власти остался верен Господу нашему Иисусу Христу до самой своей кончины. Мы знаем, что самые чудовищные репрессии, аресты, расстрелы, проходили в 1918, и даже начиная с 1917 года. 1917-20 годы, во время гражданской войны, большевики уничтожали не только церкви, но и, прежде всего, арестовывали священство, архиереев. Кого-то расстреляли, кого-то отправили в ссылку, в лагеря. Закрывали храмы, действовал безбожный комитет и даже была провозглашена безбожная пятилетка в конце тридцатых годов, которой была поставлена цель ликвидировать все храмы и полностью искоренить христианскую веру в народе.
Однако перепись 1939 года показала, что, несмотря на все старания большевиков, большинство нашего народа продолжало считать себя верующими людьми. Более того, они даже не побоялись заявить об этом переписчикам, хотя прекрасно знали, что происходило в стране в предыдущие десятилетия. Таким образом выяснилось, что безбожный комитет не справился со своей работой, и всех его активистов Сталин приказал отправить в ссылку, а кое-кого даже расстрелять. После этого в нашей стране отношение к христианской вере стало меняться.
Мы с вами сейчас вспоминаем тех людей, которые доказали, что они могут быть равными первым христианским мученикам, которые в первые три века христианства перед лицом опасности, мучений, смерти, не побоялись остаться христианами. Как, например, святой Георгий Победоносец, имя которого носит наш храм. Примеров того великого мужества очень много в нашей истории.
Сегодня первый, кого я вспоминаю навскидку это протоиерей Философ Николаевич Орнатский (Философ — его имя). Он жил и служил в Петербурге, был активистом православного просвещения среди народа. Он устраивал среди рабочих чтение и изучение Священного Писания, христианские беседы, открыл 12 храмов. Во время первой мировой войны неоднократно посещал фронт, свою квартиру отдал под больницу для раненых. Когда к власти пришли большевики, он обращался к народу, чтобы никто не боялся защищать свои святыни, не боялся говорить об этом везде и всюду. Даже на погребении своего родственника-новомученика в январе 1918 года он смело обличал большевиков. Он организовывал крестные ходы в поддержку и защиту Александро-Невской лавры. Они были настолько многочисленны, что закрытие лавры отодвинулось на некоторое время. Большевики боялись такого огромного количества народа. Хотя по селениям и губерниям прихожан уже расстреливали из пулеметов, если они выходили на защиту своих храмов.
Протоиерей Философ Орнатский был арестован в августе 1918 года. Народ просил, чтобы его освободили, был организован огромный крестный ход. Власти обещали, что отпустят его, но он был отправлен в тюрьму в Кронштадт, где содержался со своими сыновьями. Одного звали Николай, он был военный врач. Второй — Борис — был офицер и участвовал в первой мировой войне. И за их веру, за их позицию против большевиков, которые готовы были закрыть всё, что касается христианской веры, они тоже были арестованы. 30 октября их вывели на расстрел вместе с тридцатью русскими офицерами. Ему дали выбор: расстрелять сначала его или его детей. Он отчитал отходную по всем, кто был поставлен на расстрел, обратился к ним, чтобы никто не боялся, потому что они идут к Богу. Расстреляли сначала его сыновей, а потом его самого.
Таких мучеников, как он, у нас в стране было огромное количество. Мы даже знаем не все имена. В Белом море христиан топили целыми баржами. Не только священников, но и просто верующих людей. Может быть, благодаря молитвам тех самых новомучеников, Господь нам дал сейчас возможность молиться открыто. Всё может измениться в любой момент, но будем надеяться, что безбожная власть уже никогда не вернётся и мы сможем свободно проповедовать и молиться Господу Иисусу Христу. Сегодня мы провозгласим вечную память новомученикам, чьи имена мы не всегда знаем, чтобы Господь устроил их в Своей Небесной Обители, и чтобы они там, с высоты видя нашу земную жизнь, являлись нашими ходатаями перед Господом. Аминь.
[Уточнение от редактора:] Перепись, в которой был вопрос о вере, проводилась не в 1939 году, а в 1937-ом, 6 января. Это была однодневная перепись, которая была признана вредительской, и её данные были засекречены. Поэтому была назначена перепись 1939-го года, где была исключена графа о вере.
Вот фильм об этой переписи:
https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/31793/episode_id/1507355/
Подробные материалы здесь:
http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold_fund08.html
Просмотров (68)