Проповедь на чтение о Гадаринских жителях (11.11.2018)

Из проповеди протоиерея отца Михаила Неверова на чтение Евангелия о Гадаринских жителях (Лк., 38 зач., VIII, 26–39) 11 ноября 2018 года:

Всё сегодняшнее евангелие наполнено огромным смыслом. Часто бесноватого сравнивают с человеческой душой, которая больна грехами, больна страстями, которые раздирают человека и кидают в самые неприятные и ужасные истории, которые губят душу, не говоря уже о теле. И только Господь может этого человека спасти.

Некоторые говорят: «надо собраться, надо иметь силу воли». Это всё правильно. Но без помощи Божией эта сила воли превратится в гордыню, и один грех сменится другим. Надо искать помощи прежде всего у Господа и со смирением бороться со своими страстями. Тогда мы свою душу сможем освободить от греховного беснования, которое часто, к сожалению, нас посещает.

Господь вселяет вышедших из человека бесов в свиное стадо, и оно бросается с горы в море. Местные жители это видят и, вместо того чтобы удивиться и прославить Господа, Который смог страшного больного человека сделать здоровым, они просят Его уйти. Почему так? Видите ли, свиней евреи не ели, это запрещено законом Моисея. Но их разводили. Скорее всего, для продажи язычникам, так называемым гоям. И, видимо, имели от этого некий доход. Всё это запрещалось законом Моисея, они знали, что его нарушали. Тем не менее, они так поступали, потому что имели от этого прибыль.

Господь, разрешая бесам вселиться в свиное стадо, знал об этом недостатке данных жителей, об их грехе, и таким образом хотел их обличить, хотел воззвать к их совести, призвать к исправлению. Они всё поняли правильно, что они нарушали закон, что Господь через пророка (они не знали, что перед ними сам Бог) их вразумляет, чтобы они исправились. Но они не хотят исправляться. Они говорят : «Уйди от нас, Господи. Слишком уж правильна Твоя проповедь, мы не можем такими быть. Мы привыкли жить так, как привыкли.» Иисус смиренно уходит, он их не ругает, не призывает одуматься… Он уходит. Оставляет, правда, им этого человека как напоминание. Чтобы человек, которого Господь исцелил, самим своим присутствием обличал их неправду, как бы они не хотели этого забыть.

Это тоже образ, который относится не только к Гадаринским жителям, но и очень часто к нам напрямую. Ведь мы часто поступаем, зная, что мы неправильно что-то делаем, что мы согрешаем. Но иногда это настолько входит в нашу привычку, что мы уже не хотим слышать правду, не хотим исправляться. И здесь мы уподобляемся Гадаринским жителям. «Господи, не надо, не надо. Мы привыкли жить вот в этом грехе, он нам нравится. Мы не будем тебя слушать. Мы будем жить так, как нам хочется.»

Это страшное состояние. Потому что это сознательное отвращение от Господа. Сознательный уход от Его правды. Сознательное нежелание исправляться. Это состояние очень близкое к хуле на Духа Святого. Ведь хула на Духа Святого — это когда человек знает правду и её отвергает сознательно. Нет покаяния, нет желания исправиться.

Да, мы часто согрешаем, но ведь мы стараемся каяться, мы просим у Бога помощи и стараемся преодолевать грех. У нас то получается, то не получается, но мы как-то боремся. Это уже есть некий выход из нашего греховного состояния. Господь же, как сказано в Священном Писании, и намерения целует. То есть даже намерения человека исправиться Господь уже оценивает и не забывает их, хоть у него даже и не получается исправиться. Но то, что показали Гадаринские жители — это полное нежелание исправляться, желание жить в комфорте греха. Это то, чего в нашей душе не должно быть. Какие бы мы ни были грешниками, мы должны бороться со своим грехом. Тогда Господь, видя нашу борьбу, защитит и спасёт нас от наших же грехов, которые нас мучают. Именно ради нашей борьбы! Именно ради нашего старания стать лучше! Так что не будем уподобляться Гадаринским жителям, будем бороться с грехами. Получается или не получается — это уже другой вопрос, но стараться надо. Аминь.

 

Просмотров (40)